Итоги реализации

Учителя гимназии о дистанционном обучении

Итоги   дистанционного обучения в  гимназии с 6 апреля по 21 апреля 2020г.

 

С 6 апреля в  МБОУ гимназии №2 г. Сальска образовательный процесс по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ ведется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях самоизоляции детей и учителей.

В подготовительный период организовано подключение педагогических работников с домашних компьютеров к  различным платформам для онлайн трансляции уроков в информационно-образовательной среде через локальную сеть и Интернет, обеспечена постоянная методическая и техническая помощь учителям. Разработан и утвержден локальный акт об организации дистанционного обучения в соответствии с «Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утвержденным приказом Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816, с учетом методических рекомендаций Минпросвещения России, определен порядок текущего и итогового контроля по учебным дисциплинам. Уроки проводятся согласно действующему расписанию, расписание звонков скорректировано с учетом сокращения времени урока до 30 минут.

При реализации дистанционного обучения учителя  гимназии показали высокий уровень ИКТ-компетенций: 98 процентов учителей освоили образовательные онлайн-платформы «РЭШ», МЭО, Учи.ру, Фоксфорд, Лекта, Яндекс.учебник и др., используют смешанные технологии электронного обучения. При организации обучения с помощью дистанционных технологий педагогами активно используется проведение онлайн уроков  через Скайп, Дискорд, с использованием видеоуроков.   Такие занятия проводят 30 педагогов  гимназии.

Заместителями директора систематически проводится контроль проведения занятий по всем учебным дисциплинам. Основными видами учебных занятий при дистанционном обучении являются: лекция, консультация, дискуссия, практическое занятие, лабораторное занятие, проектная работа. Во время уроков учителями используются различные мультимедийные материалы: видео, изображения, тексты и аудиозаписи, презентации уроков. Материал урока подается с помощью голосовых инструкций, видеозаписей, графических редакторов. Также  гимназисты вместе с учителем в режиме реального времени посещают веб-сайты, образовательные платформы РЭШ, Фоксфорд, Лекта, Инфоурок с целью получения той или иной актуальной информации.  

Подготовка 9 и 11 классов к ГИА

Подготовка обучающихся 9 и 11 классов к ГИА проводилась в течение всего учебного года в соответствии с «Дорожной картой подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в  МБОУ гимназии №2 г. Сальска на 2019 — 2020 учебный год». Реализация запланированных мероприятий, в том числе, построение обучения на основе индивидуальной образовательной траектории (профильное обучение), организация и проведение    пробных экзаменов для обучающихся 9,11 классов,  выявление и корректировка типичных и индивидуальных затруднений у обучающихся 9, 11 позволило обеспечить условия для  подготовки к  государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Подготовка к ГИА-2020 продолжается в дистанционном режиме:

  • Учителя гимназии широко используют в подготовке к ГИА интернет порталы, онлайн-уроки, видеозанятия, электронные учебные пособия;
  • отрабатывают отдельные типы заданий с использованием платформы Решу ЕГЭ,ОГЭ, Ян-декс.Учебник, Якласс;
  • проводят тренировочные и диагностические работы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, учебных платформ;
  • контролируют действия учеников, пишут комментарии в чате класса;
  • на учебных платформах проводятся проверочные работы: все тесты оцениваются после их выполнения, обучающийся выполняет задание в удобное для него время, при возникновении вопросов может задать их учителю;
  • широко используются тесты Статграда.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Ростовской области администрация и учителя  гимназии уделяют особое внимание организации и проведению уроков физической культуры, технологии, музыки и ИЗО в дистанционном режиме с опорой на здоровьесберегающие принципы, с минимизацией времени, проводимого ребенком у компьютера!

Проведение уроков технологии для мальчиков происходит при помощи мессенджера WatsApp. В классах созданы чаты по предмету. В объяснении материала урока используются: аудиорассказ, фотопоказ, в качестве видеоматериала по теме даётся ссылка на мастер-класс или видеофильм. В свободное время дети выполняют практическое задание. Это позволяет не перегружать ученика временем нахождения около компьютера и обеспечивает смену форм работы для поддержания интереса и мотивации к изучению предмета. При отсутствии у детей дома инструментов и материалов для выполнения конкретных практических работ, задания заменены на подобные. Например, вместо изготовления ящика для инструментов, дети на уроке получают задание изготовить модели объемных геометрических фигур из картона. Так, в 5-ом классе, после изучения темы «Графическое изображение предмета», ученик должен изготовить развёртку куба из бумаги, используя все обозначения. Предусмотрено также выполнение выставочных работ по заданной теме. Контроль осуществляется посредством фотоотчета в чат (это фото тетради, фото практической работы, видеосъемка самого ученика), который обучающиеся присылают по мере выполнения задания.

Организации и проведения уроков технологии для девочек также проходит с использованием мессенджера WatsApp. В классах с 5-го по 7-й созданы учебные чаты, где, в соответствии с расписанием, начинается урок с проверки присутствующих и объяснения детям, как будет организована работа на уроке. Затем девочкам дается задание в виде ссылки на презентацию, в которой размещены материалы урока, соответствующего КТП. Некоторым классам даются ссылки на обучающие видео, например, по теме «Вышивка». Презентации и обучающие видео расположены на Google Диске. 

Обратная связь: ответы на возникающие у детей вопросы, контроль и оценка выполнения заданий — осуществляется также через WatsApp (дети присылают свои фото выполненных заданий). Домашнее задание, как правило, даётся творческое, с учетом материальных возможностей детей, так как иногда возникают затруднения в виде отсутствия дома у детей необходимых инструментов и материалов, например, для вышивки, а в сложившихся эпидемиологических условиях приобрести их трудно. 5-е классы получили задание на дополнительную оценку на повторение пройденной темы «Бутерброды и их виды» и приготовление бутербродов дома. Многие дети с энтузиазмом откликнулись, сделали аппетитные бутерброды, описали их и прислали фото в чат.

Дистанционное обучение по предмету ИЗО организованно посредством платформы Skype   в режиме в режиме сокращенного урока, в ходе которого освещается очередная тема, течение 10 минут раскрывается суть задачи, нюансы выполнения, определяются сроки выполнения и технология обратной связи, которая осуществлена через созданные каждым классом группы WhatsApp. Также в этих группах происходит не только предоставление учащимися фотографий выполненных ими работ, но и обсуждение вопросов, возникающих по ходу выполнения рисунка. В этой ситуации учитель находится в режиме готовности к ответу все время, а не только в течение урока. Творческая активность детей, как и раньше, приветствуется и поощряется.

Организация и проведение уроков физкультуры в дистанционном режиме. В соответствии с ФГОС общего образования предметные результаты учебного предмета «Физическая культура» должны отражать умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений с учетом индивидуальных способностей. Уроки физической культуры проводятся согласно расписанию учебных занятий, в онлайн режиме.  Гимназисты получили демонстрационные материалы (через WhatsApp) для самостоятельного выполнения упражнений, цель которых — развитие координационных способностей и силы мышц ног. В качестве обратной связи обучающиеся высылают видеоролики с выполненным домашним заданием.  В дальнейшем планируется усложнение предлагаемых к выполнению упражнений, а также составление и выполнение комплексов из ранее изученных упражнений. Обучающимся будут предложены демонстрационные видеоролики с упражнениями из комплекса ГТО для самостоятельной подготовки к сдаче норм.

Такие дистанционные форматы пришлись по душе и самим ученикам. Помимо интересной подачи огромным плюсом для многих стал режим занятий.

Посещаемость занятий высокая – 99% обучающихся  гимназии посещают все уроки, а на некоторых уроках даже присутствуют  родители. Хочется отметить высокий уровень подготовки педагогов к занятиям, и высокое качество их проведения.

Проблемы, с которыми столкнулись учитель и обучающиеся

Домашнее задание.

  • в целом объем домашних заданий соответствует нормам СанПиН и требованиям по предмету;
  • объем и сложность заданий соответствует уровню обученности;
  • перегрузка обучающихся связана не с объемом домашнего задания, а с формой выполнения этого домашнего задания: если раньше обучающийся по ряду предметов выполнял устно домашнее задание и на уроке отвечал устно (и не на каждом уроке), то теперь учитель от всех на каждый урок требует письменной формы отчета по домашнему заданию по каждому предмету; если при стационарной форме обучения у обучающегося была возможность «просчитать» время, когда его вызовут, то теперь он должен быть готов всегда;
  • контроль за выполнением домашнего задания сегодня значительно усилен со стороны учителя.

В целом, подводя итоги хочется отметить — изменился формат, усложнилась организация процесса, ребята и педагоги заставили себя пересмотреть многие вещи, а для учителей это стало еще и мощнейшей проверкой на профессионализм.

Помимо того что учителям нелегко освоить технологии, отдельная сложность — сам механизм проведения урока. Камера, как выяснилось, не может стать равнозначной заменой реального общения. Но вместе с тем педагоги  гимназии с интересом включились в новый формат и с каждым днем совершенствуют свою работу в роли онлайн-преподавателей.

Уверены, что и родители, и дети, и сами педагоги понимают, что для полноценного погружения в новую реальность требуется время. Главное, использовать это время конструктивно и всегда оставаться на связи. Мы рады, что сегодня мы реально получили еще одного активного участника образовательного процесса – наших родителей! Мы вместе, мы консолидировали наши усилия и нашу ответственность во имя здоровья, благополучия и успехов наших детей!

В заключение хочется отметить, что дистанционный формат позволил еще раз убедиться ученикам, их родителям в том, какую важную роль играет личность учителя и его профессиональные навыки.